Некоторые аспекты хаджа

Чтобы считать церемонию хаджа завершенной и полноценной, необязательно посещать могилу пророка Мухаммада в Медине. Но для тех, кто может попасть в Медину, настоятельно рекомендуется посетить могилу пророка, чтобы выразить свое уважение к величайшему Учителю, которого когда-либо знало человечество. Кульминацией хаджа является жертвоприношение с целью отметить завершение этой церемонии поклонения Аллаху и накормить бедных, чтобы они могли почувствовать радость великого праздника. Это обязательное предписание выполняется не только паломниками, но и всеми состоятельными мусульманами во всех концах света.

Некоторые мусульмане поднимали серьезный вопрос о том, что во время хаджа для жертвоприношения забивается так много животных, что огромное количество мяса просто пропадает из-за недостатка холодильного оборудования, перебоев с транспортом и пр. Это новая ситуация с новыми проблемами. Сознательный мусульманин хочет знать, что он должен делать в этом случае. Нам нет здесь нужды вступать в юридические дискуссии с привлечением мнений уважаемых религиозных авторитетов. Но мы должны помнить, что Ислам не терпит, чтобы что-либо тратилось зря или пропадало без пользы; он в первую очередь откликается на неотложные нужды и стремится все делать, причиняя "наименьшее зло"; он всегда действует, руководствуясь системой приоритетов, т.е. от наиболее важного к наименее приемлемому; при этом Ислам очень конструктивен и способен к адаптации.

Основываясь на этих принципах, проблему можно решить довольно легко. Решение вытекает из самого духа Ислама, хотя может показаться, что оно слегка отклоняется от некоторых буквальных толкований.

Во-первых, мусульмане должны сделать все возможное, чтобы холодильного оборудования было достаточно для хранения излишков мяса, которое может быть использовано бедными в святых местах и в соседних с ними районах в течение всего года. Во-вторых, необходимо принять меры для отправки лишнего мяса нуждающимся мусульманам, где бы они ни находились. Жертвенные животные могут быть забиты в Мекке, их мясо может быть законсервировано или заморожено, а затем транспортировано в любую часть земного шара, где есть нуждающиеся мусульмане. В-третьих, лишнее мясо может быть продано, а деньги использованы на различные благотворительные цели на местном уровне, в масштабах региона, страны или в международном масштабе. Таковы практические меры, которые должны предпринимать совместно все мусульмане. До тех пор, пока такие меры не будут осуществлены, любой мусульманин, который считает, что лишнее мясо может пропасть, имеет право перенести дату жертвоприношения. Он может выбирать подходящее время и место, чтобы избежать порчи мяса. Кроме того, он может на вполне законном основании в порядке благотворительности уплатить стоимость жертвенного животного.

Еще раз вернемся к вопросу о жертвоприношении и тому, что на самом деле скрывается за этим символом. Как уже мы говорим, рассуждая о великих мусульманских праздниках, вовсе не мясо или кровь угодны Аллаху. Жертвоприношение является выражением благодарности Ему, подтверждением веры в Него; оно связано с историческим событием, когда пророку Ибрахиму было указано принести в жертву своего сына, причем и отец, и сын были готовы беспрекословно подчиниться этому повелению. Но жизнь сыну была сохранена и выкуплена бараном, принесенным в жертву вместо него. Совершение жертвоприношения стало ежегодным праздником с целью отметить это событие и возблагодарить Аллаха за Его благодеяния.

Есть две версии относительно того, какой из сыновей Ибрахима должен был быть принесен в жертву Исмаил или Исхак.

Мусульмане верят в то, что именно Исмаила, а не Исхака должны были принести в жертву, выполняя повеление Аллаха. Но он был выкуплен после того, как он и его отец выказали свою покорность воле Аллаха. Существует по меньшей мере двадцать различных аргументов, подтверждающих данную точку зрения. Однако ни один из них не умаляет исторической роли детей Израилевых или света и мудрости, при несенных им пророком Моисеем. Наоборот, в Коране неоднократно подтверждается это (2:40, 47; 7:137; 17:2; 40:53; 45:16).

Из числа этих аргументов можно привести следующие:

1. Весь ход событий, как он отражен в Коране (37:101-113), не оставляет сомнений в том, что именно Исмаил должен был быть принесен своим отцом в жертву во исполнение повеления Аллаха.

2. В Ветхом Завете говорится, что Исаак (Исхак) родился, когда его отцу Аврааму (Ибрахиму) было 100 лет (Бытие, 21:5), а Исмаил родился, когда его отцу было 86 лет. Следовательно, в течение 14 лет Исмаил был у своего отца единственным сыном. Исхак никогда не был в таком положении. Но все же в Ветхом завете говорится (Бытие 22:2), что Ибрахиму было дано повеление: "Возьми сына твоего, которого ты любил Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение". Появление в этом контексте имени Исаака выглядит очевидной вставкой. Даже не ясно, где находилась эта земля Мориа, если это не была гора Марва в Мекке, что подтверждает Исламскую версию.

3. Данные события происходили возле Мекки. А мы знаем, что именно Исмаил со своей матерью сопровождали Ибрахима в Мекку, поселились там и помогали ему воздвигнуть Каабу в качестве Священного убежища (Коран, 2:124-130; 14:35-40).

4. Возможно, самый важный аргумент в пользу Исламской точки зрения следующий. Иудейско-христианская версия приводит к крайне отрицательным выводам:

а) неравенство между братьями, так как мать одного из них была рабыней, а второго - свободной женщиной;

б) дискриминация людей по признаку национальности, веры, цвету кожи;

в) претензии на духовное превосходство из-за своих предков;

г) отрицание законности ребенка, мать которого является рабыней.

Все эти выводы противоречат духу Ислама. Все, что может привести к ним, должно быть отвергнуто мусульманами. Положение, которое занимали предки; знатность или простое происхождение матери; социальное происхождение или цвет кожи - ни один из этих факторов не имеет никакого влияния на оценку духовных и человеческих достоинств любого человека, по крайней мере, перед Аллахом.