Хадж российских мусульман

Народы и территория современной Росси имеют давние связи с мусульманским миром. Уже в 22 году мусульманского летоисчисления г. Дербент (тер. современного Дагестана) становится частью халифата. Позже распространение ислама охватило земли Волжской Булгарии, Золотой Орды и многие ханства и княжества Северного Кавказа. Естественно, тогда количество паломников было невелико из-за трудностей хаджа, политических и военных преград. Хадж был доступен для знати, мусульманских ученых, купцов и просто путешественников.

Хадж на протяжении столетий являлся единственной живой связью с мусульманским миром, посредником в обмене идей, знакомил народы с достижениями исламской цивилизации. Поэтому для народов, находящихся вдалеке от главных центров исламского мира, хадж имеет особое значение, не говоря уже об огромном значении в духовной жизни мусульманина.

История сохранила описания паломничества в Мекку представителей монархических династий. Например, зафиксирован хадж казанской царицы Нурсултан в 1494 году. Ее маршрут проходил через Крым по Черному морю в Александрию и Каир и далее в священные города Мекку и Медину. Позже в переписках с русским царем Иваном III она именует себя «царица Ази», т.е. хази, хаджия. Русские летописцы именуют ее именно этим именем.

В 1517 году, в возрасте около 70 лет, она совершает хадж повторно.

В 1524 году ее сын, казанский хан Сахибгирей для совершения хаджа оставляет трон своему 13-летнему племяннику Сафагирею.