Хадж - общие положения

Последним столпом и одним из самых замечательных предписаний Ислама является хадж, или паломничество в Мекку. Совершение хаджа обязательно хотя бы один раз в жизни, для каждого мусульманина (будь то мужчина или женщина), если он здоров психически и физически и располагает финансовыми возможностями. Когда мы говорим о финансовых возможностях, то имеем в виду, что у мусульманина должно быть достаточно средств, чтобы покрыть расходы свои и расходы на своих иждивенцев, а также уплатить долги, если они у него имеются, до завершения хаджа. Сама церемония хаджа является еще одной уникальной особенностью Ислама.

Она предназначена Аллахом служить многим целям.

1. Хадж является ежегодным собранием мусульман, подтверждающим общность людей, исповедующих одну веру, на котором они встречаются, чтобы лучше узнать друг друга, обсудить общие дела и способствовать обеспечению общего благосостояния. Это также самая крупная мирная конференция, известная в истории человечества. В ходе хаджа доминирующей темой является мир; мир с Аллахом и с душой человека, мир между людьми и с животными, мир с птицами и даже насекомыми. Нарушать в какой-либо форме мир и спокойствие человека или любых созданий строго запрещается.

2. Это благотворная демонстрация универсальности, всеобщности Ислама, а также братства и равенства мусульман. Отвечая на призыв Аллаха, в Мекке собираются мусульмане со всех уголков земного шара, представители всех слоев общества, всех профессий и групп. Они все одинаково просто одеты, выполняют одни и те же предписания и правила, вместе совершенно одинаково в одно и то же время произносят одни и те же молитвы Аллаху. Никто из них не имеет превосходства, все они одинаково преданы Аллаху. Здесь нет места гордыне, есть только смирение и покорность.

3. Хадж служит подтверждением обязательств мусульман перед Аллахом и их готовности отказаться от всех материальных интересов ради служения Ему.

4. Хадж призван познакомить паломников с духовной и исторической обстановкой, окружавшей Пророка Мухаммеда, чтобы они могли почерпнуть здесь высокое вдохновение и укрепить свою веру.

5. Одна из целей хаджа - торжественное повторение священного ритуала, совершавшегося Ибрахимом и Исмаилом, которые, как известно, были первыми паломниками в первый Дом Аллаха на земле, т.е. в Каабе в Мекке.

6. Хадж - еще одно напоминание о великом собрании в Судный день, когда все люди предстанут перед Аллахом равными, ожидая своей окончательного решения своей судьбы, и где никто не сможет кичиться превосходства расой или происхождения. Это также напоминание того факта, что во всем мире только одной Мекке Аллах оказал честь, сделав ее центром единобожия со времен Ибрахима, и что она останется навсегда центром Ислама, религии чистого единобожия.

Во время совершения ритуала хаджа легко понять, что это процесс духовного обогащения и нравственного совершенствования, процесс наивысшего выражения преданности Аллаху, осознания общечеловеческих, гуманных целей и интересов и обогащения знанием.

Все правила и действия, совершаемые во время хаджа, довольно обширны, и здесь мы не будем обсуждать их. Подробности читатель может получить в соответствующих источниках по данному вопросу. Однако, следует отметить, что во время обряда паломникам всегда помогут специально подготовленные инструкторы.

Нужно подчеркнуть, что весь обряд поклонения предназначен одному лишь Аллаху. Мусульмане направляются в Мекку во славу Аллаха, а не поцеловать черный камень или поклониться какому-либо человеку или полубожеству. Целовать Черный камень в Каабе или прикоснуться к нему - это дополнительное действие, а вовсе не обязательное предписание. Ведь камень не обладает какими-либо сверхъестественными качествами. Мусульмане верят только в Аллаха, а целуют камень, трогают его или указывают на него в знак уважения и любви к пророку Мухаммаду, который заложил камень в основание Каабы, когда она восстанавливалась. Это событие имело особое значение, показав нам Мухаммада, как человека, предназначенного для мира. Когда Кааба восстанавливалась, за несколько лет до ниспослания Корана Черный камень должны были положить в ее основание. Племенные вожди горячо спорили о том, кому должна быть оказана эта честь. Положение сложилось очень серьезное, и над святым местом уже нависла тень междоусобной войны. Камень высоко почитался вождями, хотя и представлял из себя не более, чем простой обломок. Это почитание можно отнести за счет того, что камень был связан с пророком Ибрахимом, великим предком арабов, и возможно, являлся единственным крупным камнем, оставшимся от древнего Священного здания. Если бы не это, то камень сам по себе не имел бы абсолютно никакого значения ни для Ислама, ни для мусульман.

Когда вожди так и не смогли договориться между собой, они пришли к выводу, что первый вошедший в святилище и разрешит данную "проблему. Им оказался Мухаммад. Он решил обернуть камень куском ткани и попросил спорящих взять его всем вместе и возложить его таким образом, чтобы каждый вождь принял бы участие в закладке камня. Они очень обрадовались такому мудрому решению и немедленно осуществили его. Тем самым, спор был разрешен и воцарился мир. Такова мораль истории о Черном камне. И когда паломники целуют камень или с почтением показывают на него, они делают это в память о Мухаммаде, мудром миротворце. Данный момент можно пояснить и с помощью сравнения. Для истинного патриота, возвратившегося из изгнания, или солдата после трудного похода, естественно, поцеловать землю любимой родины или обнять в волнении встреченных им соотечественников. Это вполне нормально и понятно, и при этом никто не думает, что патриот или солдат поклоняются земле или обожествляют своих соотечественников. Поведение паломников можно объяснить подобным же образом. Кааба в Мекке - духовный центр Ислама и духовная родина каждого мусульманина. Когда паломник прибывает в Мекку, его чувства напоминают чувства патриота, возвращающегося на родину после изгнания, или солдата, с триумфом вернувшегося после победного сражения. И это вовсе не выдуманное нами образное объяснение. Оно подтверждается историческими фактами. Первые мусульмане были изгнаны из своего дома и были вынуждены долгие годы жить на чужбине. Их лишили права поклоняться Аллаху в Каабе, Священном доме Аллаха.

Когда они вернулись из изгнания, они устремились именно к Каабе. Радостно войдя в святилище, они уничтожили там всех идолов и совершили ритуал паломничества. Это объяснение подтверждается некоторыми необычными примерами из жизни известных людей. Например, известный венгерский писатель, бежав из своей оккупированной страны, взял с собой горсть земли. Он находил в ней величайшее утешение. Она являлась источником его вдохновения и символом надежды вернуться когда-нибудь на свободную родину.